Годы


слова Марка Лисянского

 

Исполняет Ян Френкель

 

Юность, наша дальняя юность,
Не растает на висках седина...
Годы, вы как чуткие струны -
Только тронешь - запоет струна...

Юность, ты прошла сквозь пожары,
Сквозь разлуки, сквозь крутые бои...
Жили на земле мы недаром,
Дорогие земляки мои!!!

Юность, над тобою знамена,
Не устанешь ты отчизне служить...
Счастье - это город зеленый,
Кто построил, тот и будет жить!!!

Юность, наша светлая юность,
Ты однажды навсегда нам дана...
Годы, вы как чуткие струны -
Только тронешь - запоет струна...

 


 

Человечность как надежда философии
В новой книге С. Б. Крымского

Юрий ПАВЛЕНКО, доктор философских и кандидат исторических наук, профессор

 

Более ста лет тому назад Фридрих Ницше саркастически констатировал: «Раньше философы говорили что-то, а теперь — о чем-то». К нашему времени это заключение имеет куда большее отношение, чем к эпохе Декаданса. Тем более приятно констатировать, что на рубеже двух столетий, более того — тысячелетий, вышла настоящая (в самом строгом и прямом смысле этого слова) философская книга Сергея Борисовича Крымского «Философия как путь человечности и надежды» (Киев: Курс, 2000, 308 с.) . Ее автор — доктор философских наук, профессор, член Нью-Йоркской академии наук.

Многим, по крайней мере всему философскому миру Украины и, шире, постсоветского пространства, С.Б.Крымский хорошо известен своими книгами и статьями, посвященными самым различным проблемам философии и культурологии. Не меньшую известность ему принесли и блестящие, неизменно собиравшие переполненные аудитории лекционные курсы в Центре гуманитарного образования при НАН Украины, как и во многих высших учебных заведениях.

Через печатные труды и публичные выступления С. Б. Крымского красной нитью всегда проходили глубокая мысль и пафос гуманизма. Поэтому естественно, что и свою философию он определяет именно «как путь человечности и надежды». Но человек для него — это не абстрактный познающий или практически действующий индивид. Он — плоть от плоти культуры, ее плод, носитель, транслятор, а в конечном счете — ее созидатель и творец.

Мы живем в мире культуры. Через него, и только при его посредстве мы воспринимаем и осознаем два другие мира — объективной, или эмпирической действительности, явленной перед нами, и глубинной первореальности бытия, присутствующей в нас самих и через нас явленной миру.

Этот мир культуры, альтернативный вызову бездны первичного Хаоса, выступает таким образом универсальным связующим звеном, медиатором между нами и двумя сферами бытия, наличествующими перед нами и в нас самих. Через него они получают человекосоизмеримую ценность и смысл. Поэтому мир культуры, как показано С. Б. Крымским, конституируется в качестве Ценностно-смыслового Универсума. Книга написана живым и доступным для широких кругов образованных читателей языком. Остановлюсь лишь на некоторых из поднятых философом вопросов, которые представляются и наиболее важными в мировоззренческом отношении и отличаются особой остротой решения.

Ценностно-смысловой Универсум, эта исходная категория философского дискурса С.Б.Крымского, заявляет о себе через определенные модели, типа античного Космоса как упорядоченного самодостаточного бытия, или как древнееврейская модель мира в виде движущегося к положенной Богом цели Олама.

В самом способе существования любого исторического Универсума заложено своеобразное динамическое противоречие, «некая альтернативность между актуальностью наличного бытия и нарастающей массой новых возможностей на границе с бездной как неисчерпаемой потенциальностью». Сам рассматриваемый Универсум оказывается, таким образом, состоящим из достаточно определенного и структурированного ядра ценностей и смыслов и обширного периферийного порубежья с присущим ему «понижением рангов реальности, увеличением мер ее зыбкости, неопределенности, необоснованности».

Образным аналогом подобного понимания может быть в украинской истории модель «княжьего града» (былинного Киева) в его оппозиции казачьему порубежью («Украина» в первоначальном, древнерусском значении этого слова), незаметно переходящего в кочевое «Дикое поле», за которым начинаются «Неведомые земли» (с драконами, песьеголовыми людьми и прочими чудесами). И если о центральных областях Универсума можно говорить в терминах истины и достоверности, то о пограничных его зонах только в символах тайны и эзотеричности.

Такая модель представляется универсальной для всех сфер человеческой деятельности и познания. В частности, с опорой на нее мы можем по-новому подойти к переосмыслению исторического пути и культурного опыта человечества. Речь идет о смыслочеловеческом и метаисторическом измерениях истории.

Мы привыкли воспринимать историю как некий поток взаимосвязанных событий, определяемых действием причин социально-экономического, политического, религиозного и т. д. характера. Но при этом ускользает факт наличия в исторической действительности неких неизменных, универсальных структур. А они оказываются глубинным образом связанными с человеческим бытием-в-мире и экзистенциальным планом существования личности.

Такими структурами выступают культурные архетипы. Они представляют собою некоторые матричные духовные конструкции и идее-образы, пронизывающие всю историю человечества и задающие спектры типовых подходов и решений возникающих перед людьми задач. Такой структурой, к примеру, выступает триада «Истина — Добро — Красота», которая в каждую эпоху получает свою интерпретацию, но тематически пронизывает весь массив истории. В этом смысле архетипы вневременны, точнее надвременны и всевременны, сопричастны вечности, а потому аккумулируют прошлое, настоящее и будущее. Каждый существенный шаг вперед всегда связан с опорой на опыт прошлого и актуализацией нереализованных ранее потенциальных возможностей. Развивая это положение, можно прийти к заключению, что архетипические формы истории должны иметь иерархическую природу: общечеловеческий пласт, далее стадиальный и типологический (наиболее наглядно проявляющийся в эпоху цивилизации через дихотомию «Восток — Запад»), далее — регионально-цивилизационный и, наконец, национальный.

При таком подходе социокультурный процесс раскрывается в единстве возможного и действительного, закономерного и случайного, определенного объективной логикой событий и свободным субъективным волеизъявлением личности. Это созвучно идеям Г. В. Лейбница, смотревшего на мир как на игру возможностей и совозможностей, в которой отдельный человек как монада раскрывает внутренние потенции своего «Я».

Увидеть человеческую историю и современный глобализирующийся мир в такого рода динамическом состоянии, в свободной игре актуализирующийся и отступающий в тень (чтобы по- новому раскрыться в неопределенном будущем) возможностей — задача сверхсложная. И С. Б. Крымский не претендует на ее всестороннее и проработанное в деталях решение. Однако сам методологический подход при подготовке книги открывает новые горизонты культурно-исторического познания. Оказывается, что «история является не только раскрытием того, что проходит, но и утверждением того, что сохраняется. И если воспроизвести историю как картину того, что сохраняется, то она будет серьезно отличаться от исторических сценариев, существующих в учебной литературе».

И сохраняется в истории самое важное, самое существенное для жизни каждого человека. Так, к примеру, «фундаментальные моральные установки типа 10 заповедей не только формально, но и содержательно пронизывают цивилизационный процесс». Цивилизационные процессы всегда как бы «накручиваются на сквозные, фундаментальные ценности, которые как земная ось пронизывают весь массив истории». А это значит, что все то, что именуется «золотым фондом» культуры, создает перспективу вечности. Эта перспектива, по справедливому мнению С.Б.Крымского, и символизирует метаисторию, то есть тот ракурс истории, в котором она выступает как сохранение (а не прехождение) своих формообразований.

Поэтому движение вперед связывается с преобразованием настоящего под углом зрения неиспользованных возможностей прошлого, а востребованное практикой прошлое приобретает достоинство «вечно настоящего». Это «позволяет оценивать историю под сигнатурой метаистории. А такая оценка предполагает вычленение инвариантов цивилизации, ее стержневых ценностей, утверждающих человека в его жажде бесконечного».

Рядом с нами — настоящий, оригинальный, не укладывающийся ни в какие схемы и классификации мыслитель. Он может рассказать много не просто «о чем-то», а об очень многом, но его авторский стиль, экономный, лаконичный и вместе с тем метафорически-яркий, подчинен выражению сущности понимания рассматриваемых фундаментальных философско-мировоззренческих проблем. Речь идет о самом главном и сокровенном для каждого человека: личности, ее жизнестроительстве и судьбе, высших ценностях как опоре для человеческого бытия в обыденном мире и социокультурном потоке времени, и еще о многом-многом другом…

 

Вот такая статья была написана в киевской газете "День" в юбилей Яна Френкеля - 21 ноября 2000 года. И как замечательно, что на тему самой первой Его песни именно Его земляк словно бы специально представил к дате вот такой философский труд...