Неужели Богословскому 70?

 

В этом году мы отмечаем шестидесятипятилетие советской песни. Именно советской песни, которая все эти годы отражает нашу жизнь. Начало истории нашего государства - это, в сущности, и начало истории советской песни.

И тут о Н.В. Богословском можно говорить как о человеке, стоящем у истоков нашей песни. Я запомнил Никиту Владимировича по одной из первых его песен в середине тридцатых годов - "Письмо в Москву". И с того времени два понятия - Богословский и советская песня - существовали в моем восприятии рядом.

Я почему так часто и торжественно повторяю - "советская песня"? Потому что об этом словосочетании, увы, нередко забывают. Забывают те славные традиции, которые с честью несут в своем творчестве ведущие наши композиторы. Забывают те славные традиции, за твердую верность которым нашу песню любят во всем мире.

Увы, часто за современную советскую песню выдаются средние образцы мирового стандарта, существующего в развлекательной песне, совершенно порою бездуховной.

Основным же отличием именно советской песни является ощущение времени, жизни общества, пульса сегодняшнего дня. Отражение всех явлений, волнующих каждого советского человека.

В этом смысле песни Н.В. Богословского неразрывно связаны со всем, что происходит в нашей жизни.

Я помню первые песни Никиты Владимировича в фильмах - песенку Дженни ("Остров сокровищ"), "Лизавета" (эта песня звучала в фильме "Александр Пархоменко"), "Спят курганы темные" ("Большая жизнь")...

Но, конечно же, особое место в песенном творчестве Богословского (и вообще в музыке кино) занимает песня "Темная ночь", которую в фильме Леонида Лукова "Два бойца" пел герой Марка Бернеса пулеметчик Аркадий Дзюбин. И с тех пор до последних своих дней пел наш замечательный актер и певец эту песню на эстраде, и была "Темная ночь" Богословского украшением любого концерта. Любил Марк Наумович петь на эстраде и другую песню Богословского - "Любимый город". Эту песню он также исполнил первым в кинофильме "Истребители".

Интересную историю рассказал мне однажды финский коллега Тойво Кяркки. Оказывается, во время Отечественной войны "Катюшу" и "Темную ночь" часто пели... по другую сторону фронта. Ну, что касается "Катюши", ничего удивительного в том не было: песня была создана еще до войны и ко времени начала войны была уже известна во всем мире, настолько велико было ее обаяние. Но вот то, что пели "Темную ночь", песню, написанную уже во время войны - это ли не доказательство общечеловеческого характера и всепроникающего свойства по-настоящему прекрасного произведения, созданного композитором.

У песен Богословского удивительная судьба: они не уходят из нашей памяти, из нашей жизни. Более того, их сегодня можно услышать в исполнении певца или певицы из любой страны. Я слышал, как ту же "Темную ночь" пели студенты Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы - шесть человек из шести разноязыких стран. А как прекрасно поет песню "Три года ты мне снилась" югослав Д. Марьянович!..

Конечно, песня - эстрадный жанр. Но даже если она написана для фильма или спектакля, то... хорошая песня всегда отпочковывается от фильма или спектакля и начинает самостоятельную жизнь на эстраде. И тому доказательство - песни Никиты Владимировича Богословского. Практически все его песни исполнялись на эстраде.

Есть еще один момент, о котором мне хотелось бы сказать. Песни Богословского, задушевность их мелодий, теплота лирического высказывания - они учат доброте, а это в известном смысле формирует внутренний мир, нравственное начало в человеке. И часто не только в зрителе, но и в самом певце, заставляет последнего внимательно задумываться над тем, что он пел и как он пел раньше. И для чего он пел. Пел ли потому, что есть у него хороший голос или... а может, надо именно хороший голос использовать для добра, выполнить свою настоящую задачу на эстраде...

Конечно, говорят о Богословском, мы всегда вспоминаем песни. И это естественно, потому что этот жанр сильно и ярко представлен в его творчестве. Но ведь Никита Владимирович - автор балетов, опер, оперетт, шести симфоний (это тогда. Теперь их у него восемь - София), музыки к ста пятидесяти фильмам и драматическим спектаклям.

Все в творчестве взаимосвязано. И я глубоко убежден: не будь у Богословского крепкого академического образования (он брал уроки композиции у А.К. Глазунова, затем окончил Ленинградскую консерваторию), не будь столь значительных его работ в различных жанрах - возможно, не было бы и песен его, песен, которые любит и поет весь народ.

Неужели ему 70? С этой датой никак не уживается ни мысль моя, ни представление о человеке, о котором пишу. Просто с цифрой "70" совершенно не вяжется его душевная молодость!!!

Говоря о Богословском как о музыканте, нельзя не сказать о его разнообразном даровании не только в музыке. Он и прекрасный литератор, и журналист, и удивительный остроумец. А уж о розыгрышах Никиты Владимировича ходят легенды.

Однажды (это было в пору, когда телевидение было не очень распространено, и многих композиторов зрители не знали в лицо) Богословский и Сигизмунд Кац выехали в Донбасс с авторскими концертами. Программы их выступлений были построены так, что работали они одновременно в двух местах: Богословский в одном, Кац - в другом. Затем во время антракта менялись местами. И вот выступая как-то в первом отделении концерта, Никита Владимирович представился зрителям Кацем и все первое отделение играл... произведения своего коллеги. Затем во втором отделении появился на сцене приехавший Кац, назвался, естественно, Кацем и... повторил тот самый концерт, который незадолго до этого сыграл псевдо-Кац - Богословский.

Это, конечно, было очень смешно, но Сигизмунду Абрамовичу было не до смеха. В то же время розыгрыш Богословского говорил о том, что Никита Владимирович прекрасно знает музыку своих коллег, настолько, что может, как выяснилось, полностью сыграть чужой авторский концерт. Это свойство Богословского не только удивительно, такое знание отличает не очень многих композиторов, часто, увы, замыкающихся только на собственных сочинениях.

Эксцентричность характера Богословского, образный строй его мышления, конечно же, всегда находили и находят отражения в его творчестве. Например, блистательные эстрадные увертюры композитора - это остроумнейшие музыкальные произведения. Вообще, вся его музыка для эстрады (а Богословский всегда много писал и пишет для эстрады) необыкновенно яркая и остроумная.

Часто музыка отражает и возраст композитора. Но вот тут, говоря о Никите Владимировиче, всегда ощутимо поразительное несоответствие его возраста с музыкой, которую он пишет - молодой, часто по-юношески задорной, трогательной и печальной. На редкость лиричной...

Он не для всех, когда речь идет о его окружении. Он для всех, когда речь идет о его творчестве.

И это, последнее, главное.

Я от души поздравляю Никиту Владимировича, своего старшего коллегу. В молодости узнал, восхитился и до сих пор восхищаюсь музыкой, которую пишет этот удивительный советский художник.

 

Советская эстрада и цирк, №5, 1983