Школьные годы

 

Радостное ощущение испытываю, побывав на премьере Детского музыкального театра - опере Александра Чайковского "Второе апреля". В ней - мечты и сомнения тех, кто стоит на пороге вступления в большую жизнь: она посвящена старшим школьникам.

Вся атмосфера спектакля дала почувствовать дерзновенную молодость Детского музыкального театра - театра, который непрерывно ищет новое на своем творческом пути. Тема нравственного становления юных воплощена авторами остро, современно.

Спектакль сочетает реализм и романтику. Его компоненты ярки. Здесь немало интересных находок, хотя действие разворачивается лишь в комнате школьника Геры в школьном классе, что легко могло бы приземлить его. Замечательный художник И. Сумбаташвили дал объемное и выразительное ощущение "предлагаемых обстоятельств". Но, конечно, не только зрительное. Меня покорили все компоненты спектакля, ставшие единым слитком в глубоко и увлекательно продуманном общем решении режиссера. Молодость, конечно, не только цифра, стоящая в паспорте. В этом еще и еще раз можно было убедиться на спектакле. Тем более необходимо неустанно растить тех, кому нужен их опыт - подлинно молодых. Отрадно, что в Детском музыкальном театре понимают это. Александр Чайковский, конечно, молод, но в опере "Второе апреля" композитор раскрылся, на мой взгляд, неожиданно. Музыка - та основа, которая наполняет жизнью пропетое, сказанное и недосказанное. Пусть вначале она кажется несколько сложной, построена на современных интонациях - у каждого времени есть своя интонация. Но вот композитор дерзает (иначе, как дерзновением, я не могу это назвать) дать ораториальное звучание "Песне о буревестнике". Большая музыкальная культура композитора помогла в его решении музыки к "Буревестнику". Хочется отметить также и мелодичную "Песню о золотой рыбке" в последней картине спектакля, когда к герою спектакля приходит решение "сложных вопросов".

Вырос и прекрасно звучит оркестр московского Детского музыкального театра. Его дирижер в этом спектакле - Лина Фрадкина. В театр Л. Фрадкина пришла в первый же год его создания, окончив Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных как хормейстер. В первые же годы работы Л. Фрадкина обнаружила большую музыкальность, хормейстерское дарование. Она стала энтузиастом театра, давшего ей возможность вырасти и как дирижеру. Лично меня всегда раздражает недостаток ритмической дисциплины в музыкальных спектаклях некоторых театров. В этом же спектакле молодой дирижер подчиняет себе оркестр и певцов подчас с ювелирной точностью.

Есть ли в спектакле недостатки? Немного, но есть. Л. Морозова в роли Тимошки старательна, но ее девчоночья манера двигаться меня огорчила, тем более что в этом спектакле все остальные роли юношей играют молодые мужчины-певцы, которые вызывают абсолютное доверие. Не очень понравилась мне и С. Бодрова в роли Лиды. Она поклонница эстрады, но тот налет вульгарности, который, что греха таить, иногда и присутствует в этом жанре, отнюдь не исчерпывает всех качеств эстрады.

В целом же артистический коллектив в опере "Второе апреля" достоин похвалы. Партитура А. Чайковского таит в себе большие вокальные сложности, и молодые певцы достойно их преодолевают. Они достоверно "живут на сцене" - качество, в опере еще недостаточно распространенное. Хочется отметить Виталия Ивина, исполнителя главной роли школьника восьмого класса Геры. Каждая спетая им фраза настолько продумана и эмоциональна, что вы не только не теряете интереса к нему, но даже жалеете, когда с ним расстаетесь в конце спектакля. Интересные вокальные и сценические данные этого молодого, талантливого певца выращены десятилетней работой в детском музыкальном театре, где он работает после окончания ГИТИСа.

Написав этот отзыв, я показал его как "главному консультанту" своему внуку Яну Френкелю, школьнику восьмого класса. Мы смотрели с ним спектакль вместе, и он одобрил мой отзыв полностью,

 

К великому сожалению, часть текста статьи случайно стерлась. Но в библиотеке всю статью найти не удалось, а из домашнего архива она исчезла. Большая просьба, у кого есть эта статья полностью, прислать мне ее, чтобы я могла восстановить.

.