О проблемах, которые предстоит обсудить на пленуме Союза композиторов РСФСР, рассказывает Ян ФренкельВ Ленинграде 2 апреля начнет работу пленум правления Союза композиторов РСФСР. Он будет проходить в рамках традиционного, уже 23-го по счету музыкального фестиваля "Ленинградская весна". Насыщенная программа пленума включает в себя множество разнообразных концертов, теоретическую конференцию, встречи со слушателями. Наше время выражает себя в музыке не только с помощью классических, традиционных форм, но и в новых жанрах, с использованием новых исполнительских средств вплоть до новейших технических приспособлений. Такое раздвоение музыки, на мой взгляд, носит искусственный характер. Точно так же мне представляется спорным ставшее в последние годы определение "Молодежная музыка", ибо искусство не делится на произведения для старых и молодых. Так или иначе программа пленума предусматривает серьезный разговор об этих наболевших вопросах, в котором примут участие композиторы, слушатели, исполнители рок-музыки.
Следует подчеркнуть, что наш пленум и концерты фестиваля "Ленинградская весна" проходят в обстановке общего всенародного подъема, наступившего в стране после XXVII съезда партии, и в преддверии празднования семидесятилетия Октября. Многие произведения из тех, что прозвучат в эти дни, созданы только что под непосредственным впечатлением от развернувшихся в стране перемен.
Разумеется, на пленуме основное место займут творческие проблемы. Но разговор пойдет, несомненно, и о том, что нужно сделать всем вместе, а не только композиторам, музыковедам, членам творческого союза для того, чтобы подлинная музыка действительно стала достоянием каждого человека, чтобы творец ощущал свою ответственность за формирование вкусов слушателей и принимал активное участие в создании духовного облика советского человека.
Сейчас у нас в союзе образована новая комиссия так называемого "третьего направления". В ней будут работать те композиторы, которые удачно сочетают в своем творчестве элементы традиционного и нового, серьезных и легких жанров. Здесь можно назвать таких композиторов, как Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, Эдуард Артемьев, Вячеслав Ганелин. Мне кажется, развитие этого "третьего" направления может быть весьма продуктивным. Талантливую музыку мы сможем противопоставить той продукции, которая покидает пределы искусства и скорее напоминает индустриальные штампы. Впрочем, все это - темы для дискуссий, которые развернутся на пленуме.
Не могут не волновать нас сегодня и вопросы концертной жизни, работа музыкальных учебных заведений. Нужно сказать, что в этих областях есть много тревожного. Например, в катастрофическом положении оказалась Центральная специальная музыкальная школа при Московской консерватории: вместе с утратой здания в центре, вместе с ее отрывом от Консерватории может произойти утрата исключительных педагогических традиций, потеря еще одного источника молодых талантов, как это уже случилось со школой-семилеткой имени Гнесиных. Много беспокойства вызывает и никак не налаживающаяся деятельность концертных организаций, призванных доносить творчество советских композиторов до миллионов слушателей.
Время наше такое, что нам уже нельзя ограничиваться узкоцеховыми рамками разговора. Все взаимосвязано, все должно волновать каждого. И все мы в меру своих сил должны способствовать тому, чтобы перестройка не осталась благими призывами на словах, чтобы уже в недалеком будущем мы увидели ее плоды, в том числе и в музыкальном искусстве...
 
Советская Россия, 31 марта 1987 г.