Всеми жанрами музыки

 

В Свердловске проходит выездной пленум правления Союза композиторов РСФСР, посвященный 40-летию Победы. В больших залах и на импровизированных сценах уже состоялись десятки концертов, встреч деятелей музыкальной культуры с трудящимися. И везде заходит разговор о роли музыки, формах ее пропаганды. Наш корреспондент беседует об этом с заместителем председателя правления Союза композиторов РСФСР, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР ЯНОМ ФРЕНКЕЛЕМ.

- Не случайно для нынешнего пленума выбран Свердловск, - сказал Ян Абрамович. - Здесь, в "опорном крае державы", ковалась Победа. Свердловск, крупный культурный центр, располагает признанными музыкальными коллективами и исполнителями, что дает возможность продемонстрировать произведения всех жанров. Ведь в работе пленума принимают участие более 100 композиторов из разных городов России. Это их своеобразный отчет в том, ч то сделано к юбилею Победы.

Выездные пленумы и связанные с ними концерты, выступления мы считаем весьма действенной формой пропаганды музыки. На широкий круг слушателей рассчитаны в первую очередь произведения массовых жанров. Но, думается, задача сегодня - сделать все жанры массовыми. Люди должны понимать не только легкую музыку, но и симфонии, оперы, камерные произведения... В какой-то мере мы действуем по принципу: если слушатель не идет к нам, мы идем к нему. По опыту знаю: выступления на рабочих местах дают хороший результат - приверженцы одних легких жанров все чаще слушают серьезную музыку. Ведь у некоторых сложилось этакое предубеждение против симфонических и камерных концертов. А слушая их, люди говорят: жаль, что до сих пор к нам ездили только вокально-инструментальные ансамбли. Помню, на одном из концертов в Омске ВИА исполнял вроде бы хорошие песни, но в какой-то неряшливой манере, и это шло вразрез с общей тональностью музыкального праздника. Да, необходимо долгое, планомерное воспитание слушателей - поколение за поколением.

 

-Видимо, есть смысл говорить о пропаганде хорошей музыки средствами массовой информации. Ведь телевидение и радио каждый день "доставляют" концерты на дом.

- Безусловно. То, что люди слушают повседневно, во многом и определяет их вкус, эстетический уровень. Есть, например, песни и есть "песенный шум". К сожалению, до недавнего времени в программах Центрального телевидения, а порой и радио, преобладало последнее. Наверное, ширпотреб больше соответствовал вкусам редакторов. Сейчас мы с удовлетворением отмечаем положительные перемены в пропаганде музыкального искусства и на радио, и на телевидении. Так что будем надеяться и на коренную смену репертуара.

Нельзя также не видеть, что "песенный шум" носит некий коммерческий характер. И замалчивать этого нельзя.

Концертные организации слишком часто отдают предпочтение "крикунам" перед всеми другими исполнителями. Давайте задумаемся, сравним прибыли от таких выступлений с идеологическими, моральными убытками. Если в человеке звучит музыка, и по содержанию, и по форме чуждая нашим идеалам, это не может не отразиться и на его взглядах, общественном тонусе, отношении к делу.

Об этом следует помнить всегда. В годы Великой отечественной войны музыка была нашим сильнейшим оружием, поднимала солдат в священный бой. Мне, как участнику концертных фронтовых бригад, это хорошо известно... А сегодня музыкальное искусство должно поднимать на трудовые подвиги, на бой с пошлостью, мещанством, эгоизмом.

 

-Вы много работаете в песенных жанрах. Как, на ваш взгляд, отражается в них военная тема?

-Никогда не делю песни на строго военные и гражданские. Каждый, кто служит в армии, вчера был просто пареньком, а каждый штатский остается солдатом запаса. И все мы - граждане своей великой страны. Связь эта неразрывна в человеке, такой же неразрывной она должна быть и в искусстве. Музыка воздействует на душу, воспитывает лучшие качества гражданина - любовь к Родине, народу, мужество, верность, доброту. Когда все это есть в человеке, в случае военной необходимости он станет яростно защищать свой мир, свой дом... Проблемы эти обсуждались в Свердловске.

 

-А что вы, как композитор, сделали в этот юбилейный год?

- С удовольствием писал музыку для спектакля Московского театра сатиры по пьесе Григория Горина "Прощай, конферансье". Тема мне близка, поскольку речь идет о фронтовой бригаде артистов. Спектакль прекрасно поставил Андрей Миронов, он же играет роль конферансье... На Одесской киностудии режиссером Владимиром Стрелковым создана двухсерийная лента о героической обороне Одессы. Я написал музыку к фильму, есть в нем и песни... (речь идет о фильме "Подвиг Одессы" - София)На стихи Расула Гамзатова написана еще одна новая песня, которая так и называется - "Песни военных годин". А планы на будущее - работать и работать, обязательно встречаясь со слушателями, которые и являются главными судьями всего, что мы создаем.

 

Интервью вел В. ДЕНИСОВ
(Наш соб. корр)

 

Советская Россия, 15 мая 1985 г.